Тормоза — важная деталь велосипеда, влияющая на маневренность и плавность снижения скорости транспортного средства. Рассмотрим, как настроить тормоза на велосипеде, чтобы сделать езду комфортной и безопасной.

Каких типов бывают тормозные системы?

Выделяют несколько основных типов систем тормозов:

  • Ободные — обеспечивают торможение за счет колодок, прилегающих к ободу колеса.
  • Дисковые — колодки сжимают металлический диск, прикрепленный ко втулке колеса.
  • Барабанные — срабатывают от обратного вращения педалей, в результате чего тормозные колодки распирает внутри барабана.
  • Роллерные — представляют собой улучшенную барабанную систему, при которой тормоз срабатывает от нажатия на ручку.
    Если барабанные и роллерные типы неприхотливы в уходе, то первые две системы нуждаются в периодической регулировке.

В каких случаях нужна настройка тормозов на велосипеде?

  1. После приобретения транспортного средства, когда необходима настройка всех систем, включая тормозную.
  2. При получении механических повреждений корпуса и узлов велосипеда в процессе езды.
  3. После длительного хранения, в том числе — при низких температурах или в неправильном положении.
  4. Когда велосипед издает нетипичные звуки во время езды, тормозит хуже или с задержкой.

Настроить тормоза можно как самостоятельно, так и с помощью специалистов: сотрудники веломагазинов имеют опыт в устранении дефектов и помогут отрегулировать любую систему.

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Дисковые тормоза бывают двух типов:

  • механические — при нажатии на рычаг тормоза усилие на колодки передается с помощью тросика;
  • гидравлические — вместо тросика используется гидролиния, в которой находится жидкость под давлением.

Механические дисковые позволяют кататься на велосипеде в любой сезон года. Гидравлические больше подходят для профессионального велокатания: они обеспечивают более быстрое и резкое торможение с меньшими усилиями, однако стоят дороже.

Дисковая система состоит из:

  1. Тормозного диска — крепится ко втулке колеса. Чаще всего сделан из чугуна, так как это наиболее износостойкий для нагрузок металл.
  2. Двух колодок — установлены с обеих сторон диска. Одна колодка подвижна, другая — нет.
  3. Калипера — прижимает колодки к диску во время торможения.
  4. Тросика — сплетенные между собой тонкие нити из нержавеющей стали, которые передают усилие от тормозной ручки к калиперу (в механической системе).
  5. Гидролинии — специальный провод, в котором находится жидкость, передающая усилие с помощью давления (часть гидравлической системы).

Гидравлический тип наиболее сложный в обслуживании. Несмотря на трудоемкий процесс замены, гидролиния служит долго. Отремонтировать механическую дисковую систему проще, заменить тросы можно самостоятельно, однако она менее износостойкая.

Этапы регулировки дисковых тормозов велосипеда

Для настройки системы понадобится несколько простых инструментов: шестигранник, велосипедный ключ, крестовая отвертка и отвертка с плоским шлицем.

  1. Зафиксируйте велосипед в устойчивом положении, например — используя специальную стойку.
  2. Отрегулируйте рычаг тормоза таким образом, чтобы легко дотягиваться до него.
  3. Проверьте диски и колодки на наличие деформаций, удалите грязь.
  4. Установите калипер так, чтобы колодки не цепляли диск.
  5. Закрепите неподвижную тормозную колодку как можно ближе к диску, чтобы она не задевала его.
  6. В случае механической системы проверьте целостность тросика и зафиксируйте его: при нажатии ручка не должна доставать до руля 2–3 сантиметра.
  7. При гидравлической системе проверьте гидролинию: убедитесь, что нигде нет утечек жидкости, в противном случае ее необходимо полностью заменить.

Регулировка тормозов на велосипеде не занимает много времени, но требует внимательности: тормоза должны быть в хорошем состоянии и работать исправно.

Как продлить жизнь велосипедным тормозам?

Чтобы тормоза работали исправно и служили долго, следуйте нескольким правилам:

  • каждый раз перед поездкой и после нее проверяйте работу тормозов;
  • при необходимости очищайте систему от загрязнений: налипшая грязь может препятствовать исправной работе;
  • если долго не катались на велосипеде, проводите более тщательную очистку или отвозите средство на диагностику;
  • не храните велосипед в слишком холодном помещении, на открытом воздухе в зимнее время;
  • в механической системе чаще проверяйте тросы, в гидравлике — герметичность гидролинии;
  • смазывайте подвижные детали системы специальными маслами и смазками.

За первой настройкой тормозной системы лучше обратиться к профессионалам: они настроят велосипед под вас, проконсультируют по вопросам ухода. Чтобы езда была комфортной и безопасной, периодически проходите техническое обслуживание.